Запись проходила в спортзале. Хоры средней и старшей школы исполняли лучшие произведения, за последнии три года. Планировалась, что работа может растянуться на две недели, но наши учащиеся под управлением известного звукорежиссера Александра Георгиевича Калашникова управились за пять дней.
В последний день совместной работы Петр Красовицкий (11) взял интервью у Александра Георгиевича специально для нашего сайта.
Сейчас многие стоят перед выбором профессии. Что молодой человек должен чувствовать и знать, чтобы он мог рассмотреть своей будущей профессией звукорежиссуру?
— Профессия звукорежиссера очень интересная и достаточно сложная, поскольку звукорежиссер должен не только хорошо разбираться в музыкальном материале, но и знать физику, акустику, и даже математику. Получается, профессия звукорежиссера соединяет в себе самые разные познания (такой вот стык наук), что и делает эту профессию столь интересной.
Вообще, звукорежиссеры приходят в профессию с двух сторон: есть звукоинженеры, которые больше разбираются в физических процессах происходящей звукозаписи. Другие звукорежиссеры — те, кто пришел в эту профессию из мира музыки. Это профессиональные музыканты, которые также неплохо разбираются в физике и других науках, необходимых звукорежиссеру. Я сам профессиональный музыкант, с дирижерско-хоровым образованием, абсолютным слухом — все это очень мне помогает в работе звукорежиссера.
Чем звукорежиссер отличается от звукоинженера?
— Звукоинженер занимается больше техническими вопросами записи, следит, чтобы она соответствовала стандартам, принятым в индустрии.
Звукорежиссер же больше работает именно с исполнителем. И должен являться таким своеобразным творческим вдохновителем. Не просто техник, а человек, который достаточно активно вмешивается в творческий процесс, вызывает у исполнителя определенные эмоции, которые, по его мнению, наиболее успешно будут восприняты слушателем.
Какие плюсы есть у профессии звукорежиссера перед другими профессиями? И что самое сложное в профессии звукорежиссера?
— Профессии все важны и все интересны. Звукорежиссерская работа достаточно сложная, так как соединяет в себе весьма широкий спектр знаний. Для меня профессия звукорежиссера — именно творческая профессия, а не техническая. Технически собрать фонограмму из каких-то отдельных кусочков не столь сложно. А вот сделать так, чтобы люди, прослушивающие запись, поняли, о чем идет речь, чтобы донести до слушателя эмоции, заложенные композитором и исполнителем — нужна настоящая творческая работа. Поэтому я считаю, что звукорежиссерская работа — не ремесло, а искусство.
Как и когда Вам поступило предложение записывать наш хор?
— Я тесно связан с русской православной церковью, долго работал звукорежиссером в храме Христа Спасителя. Так что в православной сфере я достаточно известен. С о. Алексеем мы начали договариваться еще летом. Ну, а в сентябре началась наша совместная активная плодотворная работа.
Столкнулись ли Вы с какими то проблемами или даже открытиями, записывая наш хор?
— Проблемы — нет, опыт у меня достаточно большой в общении с самыми разными, в том числе и детскими хорами. А вот открытия некоторые были. Во-первых, хочу подчеркнуть очень неплохой уровень хора. Также порадовали дети, которые помладше. Интересные, податливые, живо воспринимающие новую информацию, активно откликающиеся ребята — приятно работать. А в солистах постарше чувствовалась работа педагогов.
Записывали ли Вы когда-нибудь не церковный хор, а хор светский, и если да, то какие различия Вы наблюдали между обычным хором и хором православным, церковным?
— Да, записывал. Не только хоры, я еще делал записи музыкантов, пианистов. Специфика работы с ними, конечно, немного другая. Хотя к любому хоровому коллективу у меня требования почти одинаковые, если не учитывать специфику творчества, связанную именно с православной культурой.
Моя задача — донести до слушателя идею, смысл произведения, исполнительское мастерство. Получается, я выступаю в роли благодарного слушателя для коллектива.
Выделили ли Вы какие-нибудь произведения, из исполняемых нашим хором, которые Вам понравились больше остальных?
— Сейчас — трудно сказать. Интересны были казачьи песни в исполнении мальчиков. Они и сами были так увлечены… Другие же — военные песни, обычные, под фортепьяно — их многие поют, так что здесь никаких особых открытий не было. Здесь как раз более важен воспитательный процесс для самого коллектива. Военная тематика сейчас стала, к сожалению, забываться, и лишний раз напомнить самому себе об этом в песне — вещь правильная.
Есть ли различия между средним хором и старшим? Как можно сравнить эти хоры?
— Первое различие, конечно, по уровню музыкальной подготовки, по уровню вокала. Ведь дети поют немного по-другому, чем старшие. Кроме того, дети помладше воспринимают все как-то более непосредственно. У них эмоции проще, ярче и естественнее. И это, конечно, сразу чувствуется. У старших же ребят — все эмоции более сглаженные. Но с другой стороны, со старшим хором работать, может быть, даже в чем-то и интереснее. У них как раз исполнением можно управлять, и вызвать более сильные исполнительские эмоции, когда это нужно. Помимо этого, старший хор также оправдывает их более сильные голосовые качества. Голос есть, голова уже работает, скажем так, более серьезно, и конечно, в каких-то сложных вещах можно достичь гораздо больших высот именно со старшим коллективом.
Визитка.
Александр Георгиевич Калашников окончил музыкальное училище при московской консерватории и институт культуры. Имеет дирижерско–хоровое и педагогическое образование. Преподавал сольфеджио и пение. Долго работал в Государственной Академической Симфонической Капелле («хоре Полянского»). Очень много пел в церковных концертирующих хорах. Работает с Издательским Советом РПЦ: записывает аудиокниги для детей и взрослых, учебные аудиоматериалы, специальные программы для православных и желающих таковыми стать. Из ярких работ — полная запись чтения канона Андрея Критского, чтение Евангелия (более 9 часов). Священник, который читал — сказал после записи, что, прочитав все Евангелие целиком от начала до конца, сам удивился, что для него открылось что-то новое, возникло целостное восприятие Евангелия.
Александр Георгиевич постоянно сотрудничает с известным пианистом, заведующим кафедрой в Академии Хорового Искусства, Виктором Рябчиковым. Совместно были записаны произведения Чайковского, Ребикова, Рубинштейна, Шопена.